"Внутренние угрозы национальной безопасности Украины" (Часть 2)
«Новые» идеи с Запада приходят к нам с запаздыванием на много лет, когда они теряют актуальность в цивилизованном мире. Распространенный в Украине национальный фундаментализм пришел с опозданием на двести лет, а неолиберальная версия капитализма — на пятьдесят.
По макроэкономическим показателям Украина опустилась за годы независимости до группы бедных стран с «некомпетентным суверенитетом» подобно центральноафриканской Нигерии или Папуа Новая Гвинея.
В условиях отсутствия гражданского общества украинские партийные группировки утратили реальное представительство интересов электората. Самым «демократическим» путем физическое лицо может войти во власть, купив место в партийном списке. В результате партии решают не государственные проблемы, а занимаются лоббированием интересов спонсоров.
Наибольший вклад в раскол Украины, ведущий к распаду государственности, вносят не внешние заговоры, а власть. В стране медленными темпами идет «Третья Руина», в очередной раз сопровождаемая отказом властной псевдоэлиты от опоры на собственный народ и ориентацией на внешние силы.
Просвещение — «взрослое состояние» человечества, то есть, способность людей думать и ориентироваться своим умом без наставников и авторитетов, не ходить «на помочах». Западноевропейское Просвещение — идейное течение переходного периода от феодализма к капитализму — еще в XIX столетии стали характеризовать как эпоху безграничной веры в человеческий разум, «век разума» и «век философии». Согласно европейской традиции Просвещение рассматривается как «влечение к правде» и «влечение к чести». В области экономики западноевропейское просвещение отдает приоритет соревновательности частных интересов, выступает с требованием свободной торговли и правовых гарантий частной собственности. Большинство восточноевропейских стран было в стороне от этого процесса.
Интеллектуальная катастрофа
В Украине за годы независимости моральный кризис дополнился интеллектуальным. «Масштаб той духовной нищеты, к которой скатилась страна, до сих пор никем не измерен. С уверенностью можно утверждать только то, что украинская чиновничья невеждократия умудрилась в исторически короткие сроки выполнить колоссальную разрушительную работу», — считает украинская писательница Оксана Забужко. Культурный колониализм порожден, прежде всего, внутренними угрозами, а не происками внешних сил. На Западе принято определять коэффициент интеллектуальности (IQ) политической элиты, что, как считают психологи, может спасти общество от возможной беды. Этот интегральный показатель, в частности, учитывает уровень и качество полученного образования, высказывания политика «от души» без помощи политтехнологов и имиджмейкеров. Американские психологи озвучили и уровень интеллектуального развития нынешнего президента Буша-младшего, который оказался ниже среднестатистического. Но даже американский президент выглядит гигантом мысли на уровне восточнославянских «оплотов демократии», многие из которых способны рассуждать о западных ценностях гражданского общества и правах человека только с помощью ненормативной лексики великого русского языка. В одичавшем информационном пространстве Украины произошла самоидентификация самостийной «элиты», любящей изображать себя в красочно-дорогих и убого-примитивных изданиях. В Украине издавался единственный в мире роскошно иллюстрированный научно-популярный журнал. На его шестистах (!) страницах между Папой Римским и красотками помещались многочисленные портреты украинской элиты, увешанной медными церковными и светскими знаками отличия. Журнал рекламировал информацию о самом выдающемся «научном» открытии украинской государственности — за короткое историческое время без биотехнологий и генной инженерии выведена уникальная порода отечественной элиты, зараженной неизлечимой болезнью — «манией величия». В системном кризисе на Украине на первое место выходит новый фактор. Обусловлен он начавшимся интеллектуальным кризисом профессионализма. Ресурс профессионалов из советского прошлого исчерпан, изгнан или не востребован по языковому или другим признакам. Поколение «истинных украинцев», получивших образование в национальных (коррумпированных) университетах, с купленными дипломами и учеными степенями, придет на смену отцов и завершит начатое ими дело до окончательного распада страны. На Украине абсолютное большинство научных экономических и других гуманитарных изданий не конвертируемо за рубежом и содержат на 90 процентов информационный мусор. Этот побочный эффект информационной революции в одичавшем интеллектуальном пространстве страны является важным инструментом борьбы за власть или имитации научного продукта. Производство информационного мусора обусловлено не отсутствием талантливых ученых и педагогов, а низкой оплатой труда. Стало нормой совмещение работы одновременно в нескольких научных и учебных учреждениях, с таким объемом часовой нагрузки, при котором нет времени думать. В результате ученые и педагоги утратили качество думать из-за необходимости дополнительного заработка. Большинство научных институтов и вузов стали местом сосуществования ученых и педагогов, а не местом творчества. Соединенные Штаты много тратят на науку не потому, что богаты, а богаты потому, что много тратят на науку. В Украине отмечается прогрессирующее сокращение доли ассигнований на науку (1,55 процента), хотя «Закон о науке» предусматривает увеличение расходов к 2010 году до 4 процентов. Ежегодный бюджет Национальной Академии наук Украины составляет немногим более 100 млн. евро, что эквивалентно бюджету самого «бедного» американского университета. Нищенское состояние науки ведет к ее полному разрушению и деградации. В Украине образовались Хутора «самостийной» науки (киевский, харьковский, донецкий, одесский, львовский), когда можно стать доктором наук, о трудах которого неизвестно на соседнем Хуторе. Государство самоустранилось от поддержки единой системы академических изданий, существовавшей при советской власти. Поэтому из-за ограниченности средств академические институтов издают монографии реальным тиражом в 100 экземпляров, которые и оседают на самостийном Хуторе.
Криминализация науки и образования
Многие украинские политики не только добились успехов в бизнесе на государственных ресурсах, но и успешно приватизировали звания академиков и ученые степени кандидатов и докторов наук. Украина установила мировой рекорд вхождения в науку, когда за два года можно стать кандидатом, доктором наук и академиком, автором (соавтором) многочисленных монографий. Количество остепененных деятелей от политики увеличилось за годы независимости в десятки раз. Первые лица государства, как правило, являются кандидатами и докторами наук, академиками национальной и других (потешных) академий. Основа классического университета — общение студента с ученым, ищущим научную истину. За годы независимости такой тип университета на Украине практически исчез, несмотря на многочисленные переименования в университеты местечковых вузов. На этом пути установлен мировой рекорд, достойный внесения в книгу рекордов Гиннеса. На Украине 160 университетов на 46 млн. жителей, тогда как в трехсотмиллионной Америке всего 157 университетов. На этом достижения заканчиваются. Объем финансирования высшего образования в Украине меньше бюджета кафедры Стэндфордского университета (США, Калифорния). Университеты, финансируемые государством на 40 процентов, превратились в малины для «бизнеса» на государственных ресурсах. Украина осуществила своеобразную реформу высшей школы. Многие университеты получили звания «национальных». Трудно придумать более эффективную форму, чтобы скомпрометировать национальное государство. «Национальный» университет отличается от советского криминально-коррумпированной природой. Наблюдается крупномасштабная имитация Болонского процесса при отсутствии целевого финансирования реформы высшего образования. Современное компьютерное и другое оборудование стандартной европейской студенческой аудитории на 25 мест стоит от 50 до 70 тысяч евро. Среднестатистическая украинская студенческая аудитория является душегубкой и опасна для жизни (разносчик вирусов, так как часто не проветривается холодной зимой и душным летом, или, наоборот, в ней круглый год гуляют сквозняки). Основное оборудование аудитории заканчивается на меле и тряпке, имеется тусклая «лампочка Ильича», иногда вбит в стенку гвоздь для одежды. Такая аудитория является идеальным местом для стажировки будущих министров образования — очередных болонских реформаторов. «Болонский» процесс по-украински наиболее успешно продвигается по пути «бескорыстной» продажи под элитную застройку зарезервированных при советской власти участков земли для развития вузов. Для поддержания технологического развития страны необходима престижность труда работников высшей школы. Однако без стратегических целей по поддержанию современной технологической пирамиды формальное популистское повышение оплаты труда привело лишь к примитивному новому витку коррупции. В высшей школе за годы независимости сложилась система дифференцированной оплаты труда. Профессора и доценты, пишущие и издающие (часто — за свой счет) учебники поощрялись персональными и другими окладами. Другая часть преподавателей, чтобы преодолеть низкую оплату труда, в качестве поощрения давно берет взятки за сдачу зачетов и экзаменов, написание рефератов, курсовых и дипломных. Эти теневые поступления стали основой финансового благополучия, не зависящего от оплаты государства. Так как повышение оплаты было осуществлено «оранжевой властью» за счет ликвидации персональных и других окладов, поощряющих честный труд, часть самых продуктивных профессоров уволилась из вузов их труд стал цениться меньше труда взяточника, получившего надбавку к зарплате. Украина занимает одно из ведущих мест в Европе по крупномасштабному воровству зарубежного интеллектуального продукта. Замеченные в плагиате «ученые» и «государственные деятели» избираются в действительные члены Национальной Академии Наук. При низкой адаптированности Украины к современным информационным технологиям и сетевой экономике, страна вышла в лидеры по количеству ворованного интеллектуального продукта на одного пользователя интернета. В высшей школе поощряется воровство рефератов и других информационных материалов из Сети. Нормой стало издание учебников на украинском языке, написанных по технологии «мы пахали», когда из примерно двух десятков авторов только несколько имеют отношение к составлению текста, представляющего плагиат из русских или иногда из англоязычных изданий. Украинская власть не заинтересована в науке и образовании, так как норма прибыли в «бизнесе» на государственных ресурсах очень высока. Наука и образование получают развитие только тогда, когда власть кровно в этом заинтересована.
Имитационный тупик инновационного развития
Бесконечные рассуждения украинских политиков о необходимости смены инерционного развития на инновационное не учитывают важного обстоятельства. При сложившихся теневых социальных отношениях, реальном экономическом спаде и доминировании бизнеса на государственных ресурсах эти намерения превращаются в пустой звук. При высокой норме прибыли физических лиц и корпоративных группировок, получивших преференции за лояльность и «материальную помощь» властям, в государстве отсутствует социальный и экономический фундамент для инновационного пути развития. По макроэкономическим показателям Украина опустилась за годы независимости до группы бедных стран с «некомпетентным суверенитетом» и исключительно высоким уровнем коррумпированности власти. В результате страна перешла нижний допустимый предел, после которого рассуждения об инновационном пути развития становятся блефом. Ни в одном из государств, опустившихся на этот уровень, об инновационном пути не говорят. Например, в центральноафриканской Нигерии или Папуа Новая Гвинея. Где власть понимает, что для начала надо восстановить разрушенный социально-экономический фундамент общества. Для технологического пути развития и привлечения иностранный инвестиций необходим тот уровень макроэкономических показателей, которые Украина утратила. Во-вторых, для инновационного пути развития необходим венчурный капитал. Ему дорогу, как правило, расчищают, проверенные на практике условия для прямых и портфельных инвестиций. Индикатором для создания технополисов и других зон технологического развития являются эффективные финансовые механизмы СЭЗ. Свободные экономические зоны по-украински являются основой бизнеса на государственных ресурсах (преференциях за счет госбюджета и налогоплательщиков). Как уже отмечалось выше, «бизнес» на государственных ресурсах и коррупция, спекулятивный (криминальный) капитал позволяют получать высокую норму прибыли физических лиц без интеллектуального ресурса, без того, чтобы думать. Пока это положение сохранится, разговоры об инновационном пути развития Украины останутся пустым звуком. Включая рассуждения о создании украинского производства компьютеров или программного продукта (повторении индийского «чуда»). Хотя Украина географически расположена в Европе, новые идеи с Запада приходят с запаздыванием на много лет, когда они теряют актуальность в цивилизованном мире. Распространенный в Украине национальный фундаментализм пришел с опозданием на двести лет, а неолиберальная версия капитализма — с опозданием на пятьдесят лет.
Признаки полураспада государственности
Геополитический анализ возможного распада страны не является очередной страшилкой. Американские аналитики, которые бережно относятся к будущему Соединенных Штатов, регулярно публикуют варианты распада для того, чтобы Белый дом своевременно вносил коррективы во внутреннюю политику, что администрация США успешно и делает. Особую актуальность эта проблема имеет для Восточной Европы, где имитация демократии может привести к анархии и похоронить последние надежды на светлое капиталистическое будущее. Это наглядно продемонстрировала Украина. Киевский Майдан показал, насколько близко проходит опасная граница раскола, тенденции которого закладывались с первых лет «самостийности». Непосредственно искрой распада может послужить, кроме случайного и непредвиденного стечения обстоятельств, ухудшение уровня и качества жизни народа. Наибольший вклад в раскол Украины, ведущий к распаду государственности, вносят не конспирологические внешние заговоры, а власть, независимо от цвета, на протяжении всех лет самостийности, перманентно ориентировавшаяся на Брюссель, Кремль или Белый дом. Неконкурентоспособная в условиях глобализации и регионализации международных отношений украинская власть является самой большой проблемой Украины. Доморощенные политики, не обладающие геополитическим мышлением и стратегическим виденьем, обострили проблему «расколотой Украины». В стране медленными темпами идет «Третья Руина», в очередной раз сопровождаемая отказом властной псевдоэлиты от опоры на собственный народ и ориентацией на внешние силы.
Неконкурентоспособность политической элиты
Важным признаком полураспада украинской государственности служит «элита в законе», пронизанная коррупцией и моральным вырождением. Властная элита Украины обладает низким профессиональным уровнем, что представляет угрозу национальной безопасности. Она не умеет и не желает просчитывать возможные шаги своих действий. Если сопоставить два ряда политических деятелей, которые привели ко Второй Руине и Третьей, то вряд ли это добавит оптимизма о будущем Украины. Во-первых, Иван Мазепа, Павел Скоропадский, Михаил Грушевский, Владимир Вернадский, Владимир Винниченко и другие великие личности обладали высокой культурой и европейским образованием. Никто из великих украинцев прошлого даже не помышлял купить (приватизировать) себе академические, ученые, генеральские или гетманские звания, что стало нормой для нынешних «истинных украинцев». Во-вторых, возникает вопрос если великие украинцы прошлого, обладающие дефицитными сегодня качествами — такими, как честь, совесть и долг, — не смогли сохранить украинскую государственность, то почему это должно получиться у украинской «элиты в законе», выступающей в качестве политических пешек в чужой геополитической шахматной игре
Политическая коррупция
В условиях отсутствия гражданского общества украинские партийные группировки утратили реальное представительство интересов электората. Самым «демократическим» путем физическое лицо может войти во власть, купив место в партийном списке. В результате партии решают не государственные проблемы, а занимаются лоббированием интересов спонсоров.
Цивилизационный (конфессиональный) разлом
Украинская власть спровоцировала усиление раскола православной церкви. В отличие от Польши, Литвы, Латвии и Эстонии, вернувшихся после распада СССР в свое западнохристианское конфессиональное пространство, цивилизационный разлом в Украине проходит через души людей. Об опасности такого рубежа для будущего страны пишет в «Столкновении цивилизаций» известный американский политолог Самюэль Хантингтон, классифицирующий Украину как расколотую страну с разными культурами, где линия разлома западного христианства и православия пронизывает государство. Конфессиональный раскол в христианском мире не удается преодолеть уже тысячелетие. Украинским националистам показалось мало, что конфессиональный рубеж делит страну на греко-католиков и православных — они спровоцировали раскол последних на «украинскую» и промосковскую церкви. Таким образом, можно считать, что конфессиональный распад Украины уже состоялся при активном участии властей.
Украинский фундаментализм
Воинствующий провинциальный национализм замешан на идеологии примитивного панукраинизма. Согласно новейшей геополитике, эксплуатировать национализм в государственном строительстве можно не более двух десятилетий, после чего при отсутствии ощутимых экономических и интеллектуальных достижений, государство разваливается при первом дуновении извне или в результате непредвиденного стечения обстоятельств. В условиях современных процессов глобализации и европейской регионализации попытки внедрения в государстве с цивилизационным разломом провинциального национализма, ведет к усилению центробежных тенденций для нетитульных народов. Отсутствие политического движения, способного выполнить консолидирующую роль и установить конструктивный диалог между Западом и Востоком страны. Пока этой категории политической элиты на Украине нет.
Выкорчевывание русского языка
На протяжении нескольких столетий для украинцев носителем межцивилизационного общения и интеллекта, был преимущественно русский язык. И его официальное изъятие без эквивалентной замены привело к деинтеллектуализации страны. Правда, неофициально происходит крупномасштабное воровство российского интеллектуального продукта на русском языке. Почему Украина имитирует стремление к евроинтеграции при полном игнорировании Европейской хартии региональных языков и языков меньшинств, ратифицированной Верховной Радой в 1999 году В этом противоречии заключается важная государственная тайна. В самостийной Украине для вхождения во власть достаточно имитировать патриотизм, знать украинский язык или суржик, чтобы получить доступ к бизнесу на государственных ресурсах. Когда вхождение во власть обусловлено преимущественно знанием государственного языка, а не профессионализмом, то во власти начинают доминировать тупые, корыстные и малообразованные физические лица с непреодолимым стремлением к казнокрадству. Поэтому «истинные украинцы» стеной стоят против того, чтобы русский язык стал вторым государственным или региональным. Русский язык расширит профессионализм власти, что станет смертельным приговором для «свидомых патриотов». Усиление самоидентификации нетитульных народов, их ориентация на «большую родину», где растет благосостояние и макроэкономические показатели стали лучше, чем в Украине. Это характерно не только для русских, но и для болгар, румын и других меньшинств.
Главная угроза
Итак, главную угрозу для национальной безопасности Украины представляет властная «элита в законе», осуществляющая преступный бизнес на государственных ресурсах, обладающая низким уровнем общеобразовательной культуры и лишенная качества конкурентоспособности в глобализующемся мире. Особенно опасны политическая коррупция, теневые статусные социальные коммуникации и интеллектуальная катастрофа. Украина стала одной из самых бедных европейских стран с режимом криминально-коррумпированной демократии, представляющей угрозу западным ценностям. Подавляющая часть властной элиты завершила свою европейскую интеграцию по сантехническим стандартам и не желает оказаться в правовом поле Европейского Союза. Деиндустриализация и падение качественного уровня образования и науки не позволяет реально выбрать инновационный путь развития. Главная национальная идея Украины трансформировалась в имитационный путь развития, перманентные выборы во власть в целях доступа к «бизнесу» на государственных ресурсах. В результате самым прибыльным сегментом украинского рынка являются инвестиции в избирательные компании (для вхождения или сохранения себя, любимых, во власти), которые превысили за годы независимости зарубежные прямые иностранные инвестиции в отечественную экономику. Украине не удалось найти оптимальную форму сочетания процессов глобализации и регионализации международных отношений с национализмом. Медленными темпами идет очередная украинская контрреформация («Третья Руина»), сопровождаемая отказом властной элиты от опоры на собственный народ и ориентацией на внешние силы. В результате этих обстоятельств и столкновения геополитических интересов США, России и ЕС властная элита разрушила геополитический код Украины, которая заняла место «лидера» в серой зоне Европы. Доктрина национальной безопасности не отражает баланса основных векторов внешней политики, создающих эффективное геополитическое пространство, не рассматривает возможные последствия вступления в НАТО для целостности Украины. Доктрина не обеспечивает защиту общества от теневых социальных отношений.