С помощью наших заграничных корреспондентов мы
сравним цены на продукты и товары длительного пользования у нас и за
бугром. Начать мы решили с главного - с еды! Наши зарубежные собкоры
узнавали среднюю стоимость продуктов в местных сетевых маркетах, и мы
сравнили их с ценами в столице.
НЬЮ-ЙОРК ДЕШЕВЛЕ КИЕВА
Как ни печально, Украина продолжает ставить рекорды
по дороговизне. С начала года цены у нас выросли более чем на 8%. А в
Европе инфляция составила в среднем 2%. Некоторые продукты в Старом
Свете даже дешевели. Только Белоруссия и Россия по росту цен могут
сравниться с нами.
Что любопытно, чуть ли не самые низкие цены на
продукты - на родине кризиса, в США (подробнее см. таблицу). Килограмм
той же картошки в Нью-Йорке стоит дешевле, чем в Киеве, а зарплаты там
как минимум в 10 раз выше наших.
РИМ ИЗБАВЛЯЕТСЯ ОТ СУПЕРМАРКЕТОВ
Заглянем в Италию. С июня прошлого года по нынешний,
по данным итальянского института статистики, продукты на Апеннинском
полуострове подорожали на 3%. По сравнению с Украиной - просто ерунда.
Особенно если учесть, что украинец сейчас получает в среднем 2000 грн.
А итальянец в пересчете на наши деньги - около 12000 грн. (Кстати, это
одна из самых низких зарплат в Европе!) При этом итальянцы не меньше
нас возмущаются дороговизной. Особенно на хлеб и макаронные изделия.
Как известно, тарелка пасты - главное блюдо за итальянским столом.
Только мировой кризис здесь ни при чем. Виной всему - беспрецедентный в
истории рост мировой цены на пшеницу.
Процент прибыли от продаж в римских супермаркетах
сильно варьируется - от 5 до 20%. Но, как и в Украине, это не
единственное посредническое звено. Национальный союз потребителей
Италии утверждает, что, прежде чем оказаться на столе, местные фрукты и
овощи прибавляют в цене порой на 200% и более. Как же это похоже на
Украину!
Поэтому в Италии, скорее всего, нашли способ, как
победить продуктовую инфляцию. Местные фермеры решили доставлять свои
продукты сразу на стол итальянцам, минуя сетевые магазины. Уже
перестали быть редкостью Farm market - небольшие спонтанные рынки, куда
фермеры из ближайшей провинции привозят свежие продукты. Прямо как у
нас сезонные продуктовые ярмарки. Еще одно решение - разъездные
магазины. Их уже около 700 по всей стране. Работает система просто.
Жители городского квартала договариваются с фермерами из ближайших
хозяйств о поставках. Раз в неделю приезжает фура со свежими
овощами-фруктами, молоком и мясом, и каждый получает свой заказ. В
результате рачительный итальянец экономит от 20 до 50% по сравнению с
такими же закупками в супермаркете.
«НАМ ДЕНЕГ ХВАТАЕТ»
Один из городов, переплюнувших Киев по дороговизне
продуктов, - это Париж. И, между прочим, на высокие парижские цены
повлиял вовсе не кризис. Просто парижане - гурманы, и, хотя скаредность
французов вошла в поговорки, на еде они не экономят.
- Если бы наш «Карфур» (сетевой продуктовый
супермаркет. - Ред.) стал сейчас задирать цены, ассоциация потребителей
среагировала бы мгновенно, начались бы волнения, я бы сам первый вышел
на улицу, - говорит чернокожий житель Парижа Робен Малуда. - На еду нам
пока хватает. Да и у нас никто не кидает пластиковую карточку или
наличные на кассу, не глядя на цену, как это делают жители бывшего СССР.
До волнений в Париже действительно вряд ли дойдет.
Здесь действует довольно жесткий закон о торговле. И антимонопольная
служба не дремлет. Если сетевики сговорятся, их тут же закроют.
ПРОДАЖИ «ДЛЯ СВОИХ»
В Стокгольме цены в магазинах поднялись немного
больше, чем в других европейских столицах. Но это потому, что шведская
крона (как и многие другие валюты) с начала кризиса сильно упала по
отношению к евро. Однако в пересчете на «общеевропейские» деньги
подорожания практически не произошло. Но стокгольмцы смотрят на цены и
стонут: надбавки к зарплате не успевают за инфляцией.
Несмотря на сильную монополию производителей
(например, почти все молочные продукты выпускает компания «Арла»), цены
довольно ровные - ведь у торговых сетей есть возможность отказаться от
дорогих молока, масла и кефира, начав закупать их, скажем, в соседних
Финляндии или Дании.
Еще один нюанс - продажи «для своих». Раз в неделю в
почтовый ящик кидают что-то вроде купонов. По «талонам» можно
приобрести в ближайшем магазине определенные товары с большой скидкой.
ЗА ЕДОЙ - В БЕЛГРАД
Но выгоднее всего столоваться в Белграде. По
сравнению с киевскими ценами овощи и фрукты там намного дешевле.
Экономическая ассоциация Сербии провела анализ цен на 28 основных
продуктов питания в восьми крупнейших городах Балканского региона.
Оказалось, что в Белграде цены неуклонно снижаются аж с мая прошлого
года. Молоко подешевело на 40%, хлеб на 15%. Да и средняя зарплата в
Сербии выше, чем у украинцев. В пересчете на наши деньги - почти 4
тысячи гривен.
ЧТО В КИЕВЕ ДЕШЕВЛЕ
Будем откровенны, после резкого роста курса доллара
и евро, если считать в валютном эквиваленте, цены в украинских
магазинах по сравнению с европейскими супермаркетами снизились. Но в
гривнах они все равно растут. Большинство из нас получают зарплату в
национальной валюте и поэтому в полной мере ощущают рост цен на своем
семейном бюджете.
За полгода, по официальным данным Госкомстата, сахар
подорожал на 36%, картофель на 25,8, безалкогольные напитки на 19,8%.
Единственное, что дешевеет, - это молоко, молочные продукты и яйца.
Эксперты говорят, что это сезонные явления.
Хотя справедливости ради отметим, что в Киеве самые
дешевые хлеб, подсолнечное масло и сахар среди всех исследуемых нами
городов. Зато белорусское молоко стоит в два раза меньше, чем у нас, а
шведская свинина в полтора раза дешевле нашей.
Продолжение читайте в следующих номерах «КП»
КОММЕНТАРИЙ ЭКОНОМИСТА
Во всем виноваты национальные особенности ведения бизнеса
- В том, что растут цены на отечественные продукты
питания в то время, как наблюдается снижение потребления, виноваты
несколько факторов, - уверен директор консалтинговой компании ААА
Сергей Наливка. - Во-первых, это национальные особенности ведения
бизнеса. Тогда как средняя маржа европейского производителя продуктов
питания составляет 12%, то в Украине эта цифра составляет около 60%.
Во-вторых, свою роль играет недавнее увлечение валютными кредитами,
которые сегодня нужно отдавать уже по новому высокому курсу. Кроме
того, наши производители привыкли к определенному уровню жизни. В
цивилизованном мире принято брать большими объемами продаж при
небольшой рентабельности. У нас же, как и в России, не обращают
внимания на объемы - главное, чтобы выручка была на определенном
уровне.
Некоторые компании и хотели бы снизить цены,
уменьшив рентабельность, и выйти на большие объемы, но им не дают это
сделать банки-кредиторы. Несмотря на то что многие из них имеют
иностранные материнские структуры, они требуют показать определенный
объем выручки. В отличие от западных финучреждений наши банки не хотят
работать на перспективу и смотреть хотя бы на несколько лет вперед.
Думаю, что после окончания кризиса этот фактор сыграет против них, ведь
клиенты будут лояльно относиться лишь к тем финучреждениям, которые
оставались лояльны к ним в трудные времена.
Чтобы в стране что-то изменилось, нужно больше
интегрироваться в мировую экономику, несколько лет прожить по правилам
ВТО, не занимаясь защитой национального производителя административными
методами, как это любят делать у нас. Думаю, что через два года те
банки, которые переживут кризис, изменят отношение к заемщикам и
пересмотрят свои взгляды. Тогда и производителям, в том числе продуктов
питания, будет проще.